Периодизация развития мышления в рамках Модели А.


соционика

 

Вопросы психического развития активно исследуются отечественными и зарубежными специалистами разных областей (педагогами, психологами, психофизиологами). Возрастная периодизация существенно разнится и по количеству выделяемых периодов, и по возрастным границам, так как разные авторы принимают за основу разные критерии.

Очевидно, что для анализа психического развития в рамках Модели А, наиболее подходит возрастная периодизация, в основе которой заложены критерии, согласующиеся с соционическим понятием информационного метаболизма.

В соционике информационный метаболизм — это процесс восприятияусвоенияобработки ипередачи информации психикой человека, а также построения самой психики [7].

В свете этого определения наибольший интерес для анализа представляет категория мышления как механизма, обеспечивающего усвоение, обработку и подготовку информации для передачи и та возрастная периодизация, которая в качестве критерия выбирает параметры мышления и интеллекта.

В психологии используется два определения термина мышление: в широком и узком специальном смысле. В широком смысле мышление — это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле — как процесс решения задач [3].

С точки зрения соционики, процесс познания и процесс решения задач происходит в соответствии со структурой Модели А ТИМа. Однако психологи отмечают процесс качественного развития мышления детей в сторону все большего усложнения структуры и возможности мыслительных операций. При этом разные специалисты называют различные детерминанты этого процесса: физиологические и генетические (Ж.Пиаже), социально-культурные (Л.С.Выготский).

А.В.Запорожец придерживается мнения, что созревание биологических свойств организма, не будучи движущей силой, создает предпосылки для возникновения психологических новообразований, в частности, в механизме мышления. «Так, например, пока не наступит интенсивное созревание ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга, ребенок не в состоянии овладеть отвлеченным мышлением и волевой регуляцией поведения, когда же оно происходит (в дошкольном возрасте) — он усваивает эти способности». В то же время, отмечает А.В.Запорожец, усиленное функционирование новых способностей, которое обычно поддерживается внешней социальной средой, стимулирует дальнейшее биологическое созревание соответствующих структур головного мозга, включая  биохимические и морфологические их особенности [5].

Такой подход подчеркивает значимость и взаимозависимость внутренней и внешней детерминант в процессе развития мышления и необходимость учитывать оба фактора в исследовании соционических закономерностей развития психики в рамках Модели А.

В мышлении взрослого человека выделяют два вида по степени оригинальности и творческого подхода: репродуктивное и продуктивное мышление. Причем, оба этих вида задействуются человеком в зависимости от характеристики решаемых задач [3].

Репродуктивное мышление характерно обращением к знакомым и/или проверенным алгоритмам действий, а новые знания в рамках этого вида мышления привлекаются со стороны.

Продуктивное мышление характерно наличием творческого, или эвристического, типа мышления и способностью человека продуцировать новые знания самостоятельно, создавая концептуально новый нестандартный мыслительный продукт.

В психологической литературе мы находим синонимичные определения творческого и эвристического мышления. “Творческое мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Такое мышление отличается способностью переноса знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы как в знакомой, так и нестандартной ситуации, способностью определять новую функцию объекта”[6]. «Эвристическое мышление — это мышление, направленное на выбор определенных продуктивных средств и приемов, с помощью которых решается ранее неизвестная субъекту проблема. В процессе обдумывания любой эвристической задачи или ситуации человек сам находит способ действия, сам подбирает ключи к ответу. При этом каждый с учетом собственных способностей, склонностей и интересов, накопленного багажа знаний и опыта находит свой, неповторимый путь решения проблемы, тем самым развивая эвристический способ мышления и “оттачивая” свою индивидуальность» [8].

Понятия репродуктивного и продуктивного мышления представляют чрезвычайный интерес для соционического анализа, так как прослеживается однозначная связь между этими видами мышления и качеством обработки информации, которое обеспечивается маломерными и многомерный функциями соответственно. Именно в рамках первого и второго параметров обработки информации (параметра «опыта» и параметра «норм») поиск решения задачи человеком сводится к обращению к прошлому опыту, знакомым алгоритмам действий и моделям поведения или поиску ответа у более компетентных источников. Это максимальный потенциал мышления, которые характерен для функций блоков Супер-Ид и Супер-Эго Модели А [1, 4]. В то же время, характеристики творческого, или эвристического, мышления (типа, определяющего продуктивное мышление) соответствуют качеству обработки информации, которое обеспечивается третьим параметром — параметром «ситуации». Именно параметр «ситуации» подразумевает качественный скачок в обработке информации, позволяя применять накопленные знания к конкретным ситуативным условиям задачи, создавая новые нестандартные информационные конструкты. То есть при обработке информации в рамках этого параметра становится возможным продуцирование новых знаний самим человеком, что характерно для творческого и/или эвристического мышления, и  отличает специфику работы функций блоков Ид и Эго [1, 4].

Исследуя развитие продуктивного мышления, В.Ф.Спиридонов [14] в результате эксперимента пришел к выводу, что примерно на двенадцатом году жизни подростка начинает проявляться эвристическое, или творческое, мышление, и период наиболее сензитивного становления этого мышления приходится на возрастной промежуток от 14 до 16 лет.  До 12 лет мышление ребенка носит репродуктивный характер.

Этот вывод лег в основу эксперимента по исследованию параметров информационного метаболизма школьников. В нем было задействовано 90 учащихся в возрасте от 8 до 17 лет [9]. Методом исследования стал Тест аспектных метафор, который подразумевает оценку параметров обработки информации по аспекту непосредственно внутри системы информационного метаболизма типируемого [10]. В результате эксперимента был выявлен качественный скачок в обработке информации, который соответствует характеристикам третьего параметра обработки информации. Скачок зафиксирован в возрасте 11-12 лет, что полностью согласуется  с выводами В.Ф.Спиридонова. Более того, тесты школьников в возрасте до 11 лет отличались смысловой однородностью ответов, это позволяет сделать вывод, что такие результаты обусловлены проявлением в действии второго параметра обработки информации — параметра норм, которые для учащихся одного класса во многом общие. И это также укладывается в характеристики репродуктивного мышления.

Таким образом, исследования психологов и результаты нашего собственного эксперимента позволяют сделать вывод, что развитие мышления характеризуется поэтапным раскрытием параметров обработки информации (приращением мерности функций). В частности, раскрытие третьего параметра фиксируется в возрасте 12 лет.

Психофизиологи отмечают приблизительно в этом возрасте окончательное формирование ментальной стратегии, рассматриваемой на физиологическом уровне как статистически устойчивая система приоритетов, или очередности динамического переключения активности ассоциативных и проекционных кортикальных зон учетом их полушарной принадлежности [12]. То есть, наблюдается процесс окончательного созревания свойств головного мозга.

В периодизации Ж.Пиаже [11], который исследовал развитие интеллекта, этот возраст соответствует началу стадии формальных операций, которые представляют собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико–дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальный характер. Примечательно, что характеристика формальных операций соответствует качеству обработки информации, определяемому творческим, или эвристическим, мышлением и третьим параметром обработки информации.

В области взаимодействия со средой Л.С.Выготский отмечает возраст полового созревания как критический, когда ребенок покидает стадию детской цельности и вступает в конфликт со средой, осознавая свою неприспособленность к среде [2]. Следует сразу отметить, что характеристики среды с точки зрения соционики снимаются в рамках второго параметра обработки информации — параметра «норм» [1, 4]. А для осознания неприспособленности к среде (некомпетентности в этой информации) необходим выход на качественно новый интеллектуальный уровень, с высоты которого возможна оценка ограниченности компетентности второго параметра, то есть выход на третий параметр обработки информации.

В протекании кризиса подросткового возраста отмечается появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность. Э.Эриксон отмечает, что поиск личностной уникальности и отличия от среды становится для подростка основной идеей этого периода [15]. С позиций соционики отметим, что личностная уникальность соответствует функционированию блоков многомерных функций Эго и Ид.

Таким образом, сводя результаты исследований разных специалистов, стоящих на различных теоретических базах, мы утверждаемся в выводе о проявлении в мышлении ребенка третьего параметра обработки информации не ранее 12 лет.

Исследуя период репродуктивного мышления (до 12 лет), особое внимание обращаем на качественный переход от эгоистического типа мышления к социально ориентированному. Ж.Пиаже отмечает, что наибольшего пика развития эгоистическое мышление достигает в 3 года, а в период с 3 до 6 лет постепенно убывает. Эгоцентрическая речь, по мнению Ж.Пиаже, характеризуется тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. Впоследствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации[11].

Э.Эриксон отмечает в период до 3 лет формирование самостоятельности ребенка, а после 3 лет наблюдает подражание взрослому, признаки полоролевого поведения и развитие коммуникативных навыков [15].

Л.С.Выготский характеризует период до 6-7 лет первичной ориентировкой в среде, когда ребенок окончательно овладевает всеми своими движениями, и его отношения к среде определяются тем, что среда проникает к нему через взрослых. Период от 7 лет до кризиса подросткового возраста характеризуется некоторым застоем и фиксацией развития на достигнутом ранее уровне [2].

С точки зрения соционики, для понимания такой категории как среда и постижения нюансов и правил социума необходимо привлечение второго параметра обработки информации — параметра «норм» [1, 4]. В то время как первый параметр обработки информации — параметр «опыта» — обеспечивает накапливание эгоцентрического индивидуального опыта. Таким образом, логично предположить, что раскрытие второго параметра обработки информации происходит в период от 3 до 6 лет, а до этого возраста мышление ребенка функционирует в рамках первого параметра.

В периоде продуктивного мышления, который начинается с 12 лет, отмечается кризис юности, который фиксируется в районе 20 лет. Ж.Пиаже и Л.С.Выготский в своих исследованиях этот возрастной рубеж не охватывают. Э.Эриксон отмечает возраст 20 лет как начало периода ранней взрослости, который характерен интимностью, стремлением к контактам с людьми (надо полагать, на условиях собственной уникальности, осознанной в предыдущий период подростничества). Наиболее полно кризис 17-20 лет описан В.И.Слободчиковым.

В.И.Слободчиков и Е.И Исаев [13] отмечают, что в кризисе юности молодые люди впервые сталкиваются с экзистенциальным кризисом — кризисом смысла жизни. Основный пафос этого периода — самоопределение, поиск своего места в жизни. В стадии кризиса юности актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я; вопросы, которые в философии относят к экзистенциальным. Ступень индивидуализации здесь представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Центральной проблемой молодого человека становится нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени.

Кризис юности — это начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. Обособляясь от образа себя в глазах ближайшего окружения, преодолевая профессионально-позиционные и политические детерминации поколения, объективируя многие свои качества как «не-я», человек становится ответственным за собственную субъектность, которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя. Этот мотив пристрастного и неустанного рассекречивания собственной самости, переживание чувств утраты прежних ценностей, представлений, интересов и связанное с этим разочарование, и позволяет квалифицировать этот период как критический — кризис юности.

Кризис юности знаменуется существенными личностными перестройками, которые могут пройти бесконфликтно, если человек будет подготовлен к крупным переменам в его жизни, будет способен самостоятельно принимать решения и осуществлять их, намечать жизненные перспективы (далекие и близкие). Это возраст реализации потребности в самоопределении, но не в обобщенном виде, а в жизненно конкретном [13].

Большой интерес для соционического исследования представляет подмеченное В.И.Слободчиковым появление критического анализа собственных творческих способностей и решение экзистенциальных задач, которые требуют выхода на качественно новый уровень обобщения в обработке информации. Можно сказать, что для разрешения этого кризиса необходим и появляется четвертый параметр обработки информации — параметр «время» или параметр глобальности. Этот параметр обеспечивает разворачивание максимальной временной трансспективы, необходимой для обозначения жизненных перспектив. И он же обеспечивает возможность критической ревизии творческого информационного продукта, формируемого с помощью третьего параметра обработки информации — параметра «ситуации».

Таким образом, по результатам проведенного теоретического исследования можно сформулировать следующую гипотезу о периодизации развития мышления в рамках Модели А.

Придерживаясь позиции врожденности и неизменности ТИМа, мы полагаем, что происходит развитие психики в части качества обработки информации, связанное с созреванием головного мозга и развитием мышления, которое выражается в поэтапном раскрытии параметров обработки информации и приращении мерности функций Уместной представляется аналогия с физиологическим развитием человека, которая уже приводилась [9]. Так, новорожденная девочка, несмотря на четко определяемый пол, пока только потенциальная женщина (в физиологическом понимании этого слова), и ей предстоит путь полового и психического созревания, в результате которого она станет полноценной женщиной.

ТИМ новорожденного ребенка предопределен, распределение информационных аспектов в функциях Модели А задано, обработка информации происходит с учетом уровней осознанности, заданных блоками функций и кольцами Модели А. Однако физиологические свойства мыслительного аппарата ребенка таковы, что могут обеспечить обработку информации только в рамках первого параметра — параметра «опыта», который позволяет накапливать информацию и формировать личный опыт по всем аспектам и функциям Модели А. В этот период у ребенка отмечается развитие эгоцентрического мышления, которое достигает максимального уровня к 3 годам.

Период от 3 до 6 лет характеризуется активным приобщением ребенка к социуму и постепенному исчезновению эгоцентричности мышления. Ребенок начинается мыслить категориями социальных норм и правил. В процессе развития качества мышления это означает раскрытие второго параметра обработки информации — параметра «норм» — у тех функций Модели А, где этот параметр предусмотрен (базовой, творческой, ролевой, референтной, ограничительной и фоновой).

Период от 6 до 12 лет характерен застоем, здесь продолжается социализация ребенка уже в условиях школы, а развитие мышления идет, главным образом, за счет количественного наполнения информацией всех функций в рамках раскрытых параметров.

Период 12-14 лет (кризис подросткового возраста) отмечен осознанием подростком своей социальной несостоятельности (некомпетентности в рамках «норм») и формированием эгоидентичности. Здесь же фиксируется открытие творческого, или эвристического, мышления, характеризующегося способностью к нестандартным решениями, выходящим за рамки шаблонов. То есть в этот период отмечается раскрытие третьего параметра обработки информации — параметра «ситуации» — у тех функций, где он предусмотрен (базовой, творческой, ограничительной и фоновой). Развитие одномерных и двухмерных функций продолжается в части накапливания количества информации по соответствующим аспектам.

Период 17-20 лет (кризис юности) характерен возникновением и разрешением экзистенциальных задач, формированием жизненных перспектив, критическим пересмотром собственных творческих способностей. Для решения этих задач необходим и раскрывается четвертый параметр обработки информации — параметр «время», или глобальность — у базовой и фоновой функций Модели А. Развитие одно-, двух- и трехмерных функций продолжает разворачиваться в области количественного информационного наполнения.

Таким образом, приблизительно к 20-ти годам происходит окончательное формирование качества мышления в рамках Модели А. Дальнейшее развитие продолжается за счет накапливания количества информации.

Возраст открытия параметра Функции Модели А Параметры обработки информации Мерность параметра
17-20 «время» 4
12-14 «ситуация» 3
3-6 «нормы» 2
0-3 «опыт» 1
1 2 3 4 5 6 7 8

Предложенная гипотеза может быть полезна для уточнения соционических рекомендаций в области детской психологии и педагогики, может открыть новый ракурс в анализе возрастных кризисов и послужить обогащению соционического знания в целом.

Список литературы:

1. Букалов А.В. «Структура и размерность функций информационного метаболизма». // СМиПЛ, 1995, № 2.

2. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Под ред. В.В.Давыдова // М.: Педагогика, 1991.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонов В.Ф., Фаликман М.В., Петухов В.В. «Психология мышления». // М.: АСТ: Астрель, 2008.

4. Ермак В.Д. «Как научиться понимать людей». // М.: Астрель, 2003.

5. Запорожец А. В. «Избранные психологические труды» В 2 т.// М., 1986.

6. Казанцева В.Ю. «Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Диссертация канд пед. наук»: 13.00.01 // Улан –Удэ, 2004.

7. Митрохина А.Л. «Общая соционика. Информационный метаболизм психики. Учебно-практическое пособие». // М.: Черная белка, 2010.

8. Нечаева Ю.В. «Эвристическое и другие виды мышления школьников».// М.: Первое сентября, 2003-2010.

9. Новикова В.Ю. « Исследование особенностей информационного метаболизма школьников методом теста аспектных метафор».

10. Новикова В.Ю. «Тест аспектных метафор. Технологии психолингвистики в соционической диагностике»// СМиПЛ, 2008, № 2.

11. ПиажеЖ. «Речь и мышление ребенка».// М.: Педагогика-Пресс,1994.

12. Сандомирский М.Е. «Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания». — В сб.: Из Хаоса в Космос. // М.: 1995.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. // М.: Школьная Пресса, 2000.

14. Спиридонов В.Ф. «Закономерности онтогенетического развития продуктивного мышления». // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. №2.

15. Элкинд Д. «Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни» / [Пер. с. англ.] // М.: Когито-центр, 1996.

 

Подпишись на наши статьи ВКонтакте:

#СоздатьЧеловека

https://vk.com/club75930558 - Воспитание детей. Педагогика.

http://8triangles.ru/category/sdelat-cheloveka/

 

#Политика. Новости. Патриотизм.

https://vk.com/na6aideology вместе мы победим. наши слова возьмут ещё не один город http://8triangles.ru/category/nasha-ideologiya/

 

#Cоционика 8triangles

https://vk.com/socionicka

интутитам, этикам и их дуалам посвящается…

http://8triangles.ru/category/socionika/


Администратор

ert

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.